Вокальное дыхание – постановка и развитие. Виды дыхания. Как правильно дышать во время пения?

Вокальное дыхание База знаний
3.1/5 - (104 голоса)

Каждому, кто хочет хорошо петь, в начале необходимо научиться правильно дышать во время вокала. Основа красивого пения — певческое дыхание, широко известное как диафрагмальное. Вдох и выдох должны совершаться не только легкими, но прежде всего диафрагмой. Последняя представляет собой плоскую мышцу, на которую, к сожалению, не существует прямого влияния Ее основная функция — отделение легких от брюшной полости (расположенной чуть ниже реберной зоны). Диафрагма контролируется мышцами ребер, работающими во время дыхания.

Типы дыхания

Эффективная работа над певческим дыханием включает в себя освоение правильной дыхательной техники. При этом различают следующие типы певческого дыхания:

Ключичное дыхание (клавикулярное)

Это неглубокое дыхание, для которого характерна активная работа мышц шеи, плечевого пояса и грудной клетки. Считается, что это неэффективный вариант для вокала, так при его использовании ограничено движение гортани, и имеется напряжение мышц шейного отдела. В связи с этим, голосообразование является непростым процессом, если речь идет о данном виде дыхания.

Когда плечи приподнимаются, происходит заполнение легких воздухом. Но при этом не заполняются нижние отделы данного органа. Подобный тип дыхания обычно возникает в стрессовых для организма состояниях: при высокой температуре, быстром беге, испуге. Начинающим вокалистам, чтобы избежать ключичного дыхания, рекомендуется не поднимать плечи во время вдоха.

Грудное дыхание

Этот тип дыхания считается женским. Оно отличается заполнением легких воздухом в процессе расширения верхних ребер. Рекомендуется для пассажей, рулад.

Брюшное дыхание

Особенности певческого дыхания по брюшному или диафрагмальному типу — это активная работа брюшного пресса, и участие диафрагмы. При этом легкие полностью заполняются воздухом. Подобные дыхательные особенности характерны больше для мужчин.

Смешанное дыхание

Также называют грудобрюшным или, нижнереберным. При прохождении потока воздуха во время вдоха через дыхательные пути происходит увеличение объема легких. При этом диафрагма в результате расхождения нижних рёбер опускается вниз.

Диафрагма

Данная куполообразная перегородка разграничивает легкие и брюшную полость, а также оказывает поддержку органам грудной клетки. Во время вдоха происходит отжатие диафрагмы книзу. Грудная клетка опускается вниз в процессе выдоха в результате выхода воздуха из легочных альвеол. При вдохе альвеолы заполняются воздухом, и в это время грудная клетка, увеличиваясь в объеме, приподнимается. Происходит расхождение нижних ребер, и диафрагма опускается вниз.

Польза смешанного дыхания

Различные виды певческого дыхания характеризуется разными особенностями. При этом правильным, и наиболее естественным из них при пении, признается смешанное. Полноценное наполнение легких воздухом, польза для здоровья, простота организации певческой работы — это основные преимущества данного типа дыхания.

Важно понимать, что развитие певческого дыхания дает возможность улучшить качество звучания. При плохой организации дыхательного процесса звук может быть неровным или будет срываться. Если отсутствует опора в вокале, то причиной этому является вялость дыхания. Избыточное количество захватываемого воздуха приводит к форсированному, шумному пению. Наиболее важным для качества исполнения считается отработка свободного дыхания с эффективным движением мышц.

Фазы певческого дыхания

Правильное певческое дыхание можно разделить на два этапа. Сначала воздух должен пройти вглубь легких, к самой диафрагме, протолкнуть ее вниз, расширить нижние отделы ребер (отсюда и название) и слегка выпятить живот – стадия I. После этого начинается плавное наполнение груди воздухом, но так, чтобы она не приподнималась слишком сильно — II стадия. Диафрагма помогает контролировать поток воздуха, выходящий изнутри и достигающий голосовых связок — органа, отвечающего за создание звука. При выдохе сначала нужно освобождать нижнюю часть легких, грудная клетка должна оставаться расширенной, в том же положении, что и после вдоха, в выдохе в основном участвуют реберные мышцы.

Для соблюдения правильного способа дыхания достаточно лечь и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, в этом положении человек естественно дышит диафрагмой-ребрами. Однако, чтобы правильно дышать еще и в положении стоя, нужно много тренироваться.

Дыхательная поддержка – это правильный контроль и регуляция дыхания. Он заключается в сознательном продолжительном выдохе с максимально медленным движением диафрагмы вверх (расслабление), при этом расширять грудную клетку следует, как при вдохе. Это самый сложный элемент азов вокализма, который важно сначала освоить, а потом терпеливо практиковать. При пении следует чувствовать работу ребер, живота, грудной клетки при вдохе и выдохе.

Даже профессионалы, желающие оставаться в форме, много времени уделяют дыхательным упражнениям, которые также расслабляют и снимают стресс. Глядя на звезд, стоит отметить, насколько сдержанно дыхание настоящих артистов сцены. Даже когда они поют длинные и сложные фразы (музыкальные строки), на их лицах не видно никакого усилия. Доказательством использования диафрагмы является то, что певцы не поднимают руки при вдохе — как непрофессионалы, которые дышат только легкими. Многие звезды используют поднятие рук или другие выразительные движения тела, чтобы увеличить объем легких.

Петь сидя очень трудно, только некоторые артисты это позволяют, обычно так представляя баллады. В такой ситуации диафрагма работает гораздо хуже, потому что у нее меньше места для маневра. И к тому же, это не очень эффективно.

Чтобы достичь совершенства, сначала нужно изучить собственное дыхание: лечь на спину на твердую поверхность, положить одну руку на грудину (примерно на середину грудной клетки), другую на живот над пупком. Когда вы лежите на спине, ваше тело дышит правильно — диафрагмально-реберным способом, очень глубоко. Нетренированное дыхание поверхностное и заполняет только верхнюю часть легких. Это первое упражнение для правильного дыхания.

Остальные дыхательные упражнения выполняются в положении стоя, одной рукой на животе, другой сбоку на уровне ребер. Несколько раз следует вдохнуть через нос и выдохнуть через рот. Соблюдаются три фазы. 1 – воздух уходит вглубь легких (как бы в живот), рука поднимается вместе с животом. 2 – расширяются нижние отделы ребер. 3 – воздух наполняет грудь, немного приподнимая ее вверх. После этого необходимо задержать дыхание на мгновение, и медленно, очень ровно выдохнуть через рот. Важно следить за тем, чтобы при выдохе воздух сначала выходил из нижней части легких (стоит помогать себе рукой, лежащей на животе, нажатие на живот равномерно выталкивает диафрагму вверх). Это еще одно очень важное упражнение.

Вдох

Отличительной особенностью певческого вдоха является то, что он более продолжительный, чем жизненный. При этом необходимо рассчитывать скорость данного процесса в зависимости от темпов исполняемого произведения. Лишнее дыхание создаст помехи во время пения, так как будет необходимо избавляться от избытка воздуха.

Исполнители делают вдох носом или ртом Последний способ более удобен во время пения, особенно, если речь идет о быстром произведении. Эксперты рекомендуют, чтобы не вызывать сухость носоглотки и горла использовать смешанный способ вдоха. Для длительной фразы или низкого регистра требуется большее количество воздуха. При быстрых произведениях дышать нужно коротко и энергично, при медленных — глубоко и объемно.

Задержка дыхания

В отличие от обычного дыхания в певческом существует фаза задержки воздуха. Формирование этого навыка происходит на уроках по обучению вокалу. Для этого существуют специальные упражнения.

Выдох

Певческий выдох должен быть ровным, максимально продолжительным, плавным. С приобретением певческого опыта выдох становится более продолжительным.

Почему так важно певческое дыхание

Правильно поставленное при пении дыхание формирует так называемый опорный вокал. В результате получается очень красивый, мощный звук. Также певческое дыхание — это основа объемного пения. При исполнении музыкального произведения важный экономно расходовать воздух и следить за активностью смыкания голосовых связок.

Следует понимать, что голоса вокалистов должны иметь приятное звучание, для чего и проводится работа над певческим дыханием. Все навыки отрабатываются на специальных вокала. В результате постоянных тренировок голос становится более ярким и звонким. При этом можно вокально передать эмоции любого произведения.

Если вы новичок и мечтаете о красивом вокале, лучше обратиться к профессионалам. В вокальной школе опытные педагоги смогут направить вас в верном направлении, чтоб ваш голос правильно и гармонично развивался.

bestvokal_admin
Оцените автора
Добавить комментарий