Как определить тип голоса?

База знаний
4/5 - (2 голоса)

Для начала следует акцентировать внимание на том, что начинающим не стоит торопиться с классификацией голоса. Некоторые спешат повесить ярлык на свой голос, чтобы конкретнее осознавать, в какую сторону лучше развиваться, какой репертуар  подобрать и как в принципе понять голос и научиться им управлять. Развитие правильных вокальных привычек необходимо для наиболее правильной классификации голоса, и если певец слабо владеет техникой, соответственно, голосом, то можно ошибиться при определении типа. Начинающим музыкантам стоит сначала уделить немного времени на улучшение техники, прежде чем сразу пытаться найти предел диапазона. Когда базовые навыки управления голосом будут уверенно освоены, тогда можно будет с легкостью определить границы возможностей, что позволит понять, в какую сторону развиваться.

Типы певческих голосов в оперной или классической классификации делятся на шесть видов: сопрано, меццо-сопрано, альт (или контральто), тенор, баритон и бас. Каждый из основных типов делится на несколько подтипов, так как человеческие голоса неповторимы. В хоре же голоса делятся всего на четыре основных типа: сопрано, альт, тенор и бас. При распределении мелодии по голосам голоса делят на первое и второе сопрано, первый и второй альт, первый и второй тенор, а также баритон и бас. 

Оперная или классическая классификация голосов подойдет больше студентам музыкальных колледжей или зрелым профессиональным музыкантам, так как анализировать молодые или не разработанные голоса достаточно сложно. Использование хоровой классификации практично. Например, в школах вокала педагоги распределяют учеников на группы по голосам, чтобы подобрать для каждого наиболее удобную тональность для пения. Если ребенок или просто начинающий певец будет постоянно петь в неудобной для себя тональности, то в лучшем случае он сорвет связки, а в худшем – такая практика приведет к серьезным проблемам.

Чтобы определить тип голоса, не нужно профессионально разбираться в музыкальных терминах и узнавать все тонкости дисциплины, стоит только понять несколько основополагающих фактов:

  1. Диапазон: самая низкая и самая высокая нота, до которой можно достать без усилий.
  2. Объем: высокие голоса чаще всего тонкие, звонкие и подвижные, в то время как низкие более громкие и насыщенные, некоторые называют их «бархатистыми».
  3. Тесситура: тесситурой называется та часть вокального диапазона, которая наиболее удобна для пения.
  4. Тембр: «текстура» голоса, его окраска. Он может быть высоким, средним и низким.
  5. Расположение переходных нот: области, когда человек покидает свою тесситуру и попадает на менее удобную для него высоту, будь то низкую или высокую. На переходных нотах у начинающих певцов случаются неконтролируемые скачки голоса, так называемые «петухи» или «киксы».

Типы женских голосов

Когда требуется описать типы голосов у женщин, то ограничиться только на высоких тембрах, какими распевают баллады, не получится. Существует много тонкостей. Следует углубиться в области и аспекты, разновидности которых не счесть, ведь каждая женщина обладает своим уникальным тембром: от бархатистого и плавного альта до ослепительного сопрано, который легко узнать, ведь от него лопаются бокалы.

Женские голоса делят на три типа, которые уже были упомянуты: сопрано, меццо-сопрано и альт (контральто). Чаще всего используется именно классическая или оперная классификация, так как она более конкретна, чем хоровая.

  • Сопрано

Это самый высокий женский голос с самой высокой тесситурой. К тому же это и самый распространенный женский голос. Сопрано отводятся выдающиеся певческие роли, и они часто становятся главными действующими лицами оперы. Обладательницы такого типа голоса зачастую свободно владеют диапазоном в две октавы от до первой октавы, то есть целых 15 нот.

Джакомо Пуччини написал одни из самых известных его арий именно для сопрано. Вы можете послушать «O mio babbino caro» из оперы «Джанни Скикки» и «Sola, perduta, abbandonata» из оперы «Манон Леско» в исполнении Асмик Григорян, чтобы понять, как звучат профессиональные певцы с таким типом голоса.

Существуют различные подтипы сопрано, которых отличают тембр и объем: самый высокий из них — колоратурное сопрано. Оно обладает самым быстрым, подвижным и высоким тембром голоса. Колоратурное сопрано способны петь на несколько нот выше тесситуры обычного сопрано. Знаменитая партия Царицы ночи В. А. Моцарта из оперы «Волшебная флейта» написана для этого типа голоса.

  • Меццо-сопрано

Само название «Меццо-сопрано» обозначает «полусопрано — это голос, стоящий между сопрано и контральто. Тембр меццо-сопрано похож на тембр обычного сопрано, но все же он ниже на несколько нот, в среднем всего на две или три. Меццо-сопрано чаще всего исполняют второстепенные роли в опере, за некоторыми исключениями (например, «Кармен» Ж. Бизе — меццо-сопрано).

В качестве яркого представителя этого типа голоса можно отметить Элину Гаранча, которая исполняет хабанеру из оперы «Кармен».

  • Контральто

Самый низкий женский голос, имеющий диапазон от фа первой октавы до фа большой октавы. Это чрезвычайно редкое явление, поэтому очень часто партии контральто поют меццо-сопрано. Из-за мрачного и завораживающего звука контральто часто присваивают мужские роли, роли злодеев и блудниц.

Натали Штуцман считается одной из редких представительниц такого типа голоса. В ее исполнении можно послушать арию «L’aura che spira» из оперы «Юлий Цезарь».

Типы мужских голосов

Теперь рассмотрим и типы низких голосов, которых не встретишь у женщин. Часто они подразделяются на 3 вида: тенор, баритон и бас. Однако, как это бывает, у каждого типа есть и подтип. Один из самых распространенных подтипов — контратенор, поэтому ему тоже стоит уделить внимание.

  • Контратенор

Это самый высокий мужской голос, у которого вокальный диапазон довольно близок к контральто. Тип голоса контратенора был очень популярен в эпоху раннего барокко, но резко вышел из моды в эпоху романтизма. Тем не менее композиторы двадцатого века дали вторую жизнь необычному типу голоса и спасли его от забвения. Например, Б. Бриттен писал арии специально для контратеноров.

Чтобы полностью понимать звучание, можно послушать «Furibondo spira il vento» Г. Ф. Генделя в исполнении Филиппа Жаруски.

В современных оперных постановках часто приглашают контратеноров для исполнения ролей, которые предназначались для кастратов. Кастратами называли певцов с «несломленными» голосами, такой эффект достигался в результате кастрации до достижения половой зрелости. Кастраты сохраняли тонкий детский голос, а также извлекали выгоду из большего объема дыхания взрослого человека.

  • Тенор

Это второй по высоте мужской голос после контратенора. Название уходит корнями к латинскому глаголу «tenere», что означает «удерживать», так как раньше тенора часто «поддерживали» мелодию и выступали в главных ролях.

«Nessun dorma» и «E lucevan le stelle» Джакомо Пуччини — это две очень известные арии для теноров, которые можно услышать в исполнении Мурата Карахана.

  • Баритон

Этот тип голоса находится между тенором и басом и считается наиболее распространенным. В качестве отдельного типа голоса баритон начали выделять только в конце 18 века. Благодаря совей «срединности» обладатели баритона довольно универсальны: они играют как злодеев, так и героев.

Самый известный пример — Фигаро из оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник».

  • Бас

Если рассматривать сразу все типы голоса человека, то бас — самый низкий вокальный диапазон, который может быть. Бас часто ассоциируется с ролями мудрецов, пожилых людей, но иногда можно встретить и забавных персонажей с таким голосом.

Брин Терфель считается одним из самых величайших певцов-басов нашего времени, его можно услышать в опере «Кармен» Ж. Бизе.


Как правильно определить тип голоса у детей

Определить тип голоса у детей — невозможная задача. Даже если ребенок продолжительное время занимается вокалом, нельзя никак проверить или предсказать, что в скором времени его голос не поменяется. По мере роста и развития детей их голосовые связки претерпевают множество изменений, что приводит к искажению тона и тембра голоса. Такие факты, как пол, гормональные изменения и анатомические различия также играют неотъемлемую роль. Не стоит забывать и про то, что не только у мальчиков в подростковый период ломается голос, но и у большинства девочек. Полностью певческий голос формируется только в 19-ти годам. 

Тем не менее определить, например, предрасположенность все-таки можно. Если у ребенка нужная генетика, то есть чуткий слух, чувство ритма или сильный голос, то можно утверждать, что его ждет удачное будущее в музыкальной стезе. Но не стоит забывать и о возрасте ребенка: те способности, которые считаются удивительными в 5 лет, в 8 лет уже можно назвать посредственными.

В конце концов, не бойтесь искать в себе новые таланты. Пойте, практикуйтесь и со временем вы заметите, что получается лучше и лучше. Каждый человек от природы наделен оригинальным голосом, который можно и нужно развивать. Конечно, не каждому удастся стать великим вокалистом, но хорошим певцом — вполне.

bestvokal_admin
Оцените автора
Добавить комментарий