Создавать звуки человеку помогают голосовые связки. Это складки мышц, на краях у которых находятся сухожилия. Во время исполнения высоких нот движутся только края связок, низкие ноты исполняются при расслабленном состоянии связок, при этом они колышутся по всей поверхности. Когда происходит переход к верхним нотам от нижних, происходит несмыкание связок. Ноты, при которых осуществляется перевод связок из одного состояния в другое, называются переходные ноты.
Способы нахождения порогов в голосе
Переходные ноты, неважно меццо сопрано у вас, contraltos, баритон или бас, занимают некоторый диапазон. В голосе певцов выделяется 2 перехода из регистра в другой регистр – их принято называть нижними и верхними порогами. Для определения переходных нот у голосов следует действовать определенным образом.
- Нижний порог. Если в процессе пения спускаться по полутонам из верхнего регистра в нижний, после какой-то ноты почувствуется, что петь верхним регистром становится сложно, а на нижнем регистре петь комфортно. Также в процессе пения негромким голосом, поднимаясь вверх от нижних нот, можно почувствовать, что голос начинает срываться. Нота, когда это произойдет, и будет нижним порогом.
- Верхний порог. Найти его можно при пении громким голосом в нижнем регистре хроматической восходящей гаммы. Там, где срываются ноты, находится верхний порог.
Знание собственного диапазона дает возможность понимать, при какой громкости следует использовать нижний или верхний регистр. Кроме того певцу следует добиться, чтобы пение в области переходных нот осуществлялось автоматически. Если же вы не знаете своего диапазона, то лучшим вариантом для вас будет обратиться в школу вокала, чтоб профессиональный педагог смог определить диапазон вашего голоса.
Работа с переходными нотами
Существуют технические правила, как петь переходные ноты. В процессе перехода с одной ноты на другую, неважно, contralto у вас или mezzo soprano, тенор, следует тянуть ноты, стремиться извлечь продолжительный ровный звук.
Для ровного перехода со звука на звук следует уменьшить амплитуду колебания губ, челюсти и языка. Как правило, внешние мышцы активнее. Внутренние мышцы во время пения тоже должны быть активными, тогда звук будет хорошим.
Важно следить и за началом и окончанием слова. Они должны находиться на одной линии дыхания.
Как правильно петь гласные
Пропевая переходные ноты в вокале следует помнить, что широко открытый рот позволяет добиться «белого» открытого звука. Если растягивать уголки рта, возникнет другой тип звука: плоский неправильный.
Следует принимать во внимание и тот факт, что при нахождении рядом одинаковых звуков на певческом участке делается цезура – нужно пропеть каждый из указанных звуков, чтобы они были разными, не сливались. Невыполнение этого условия станет причиной того, что слушатели могут не разобрать слова песни, особенно если у вас контральто, грудной женский голос.
Голосовые связки
Перед тем как начать петь, обязательно разогревайте голосовые связки. Почему это важно? Это нужно, чтобы они могли нормально смыкаться и размыкаться. В качестве разминки может использоваться напевание любимой несложно песенки. Кроме того можно взять самую низкую ноту, а потом самую высокую, должно получиться что-то вроде гудка сирены. Такое упражнение помогает распеться и определить разницу между переходами.
Советы для певцов от тренера по вокалу
Переходные ноты петь сложно. Для того чтобы добиться идеального результата в различных октавах нот ми, фа и других, следует упражняться в этом. Отличным вокальным упражнением станет вибрация губ. При этом следует издавать звук, похожий на микст.
Еще одно упражнение от профессионалов – «хныканье». При таком звук положение структур становится особым, связки удлиняются, но остаются плотно сомкнутыми.
Выполнение упражнений ежедневно позволит добиться избавления от срывов на переходных нотах уже спустя месяц. Самостоятельно заниматься бывает довольно трудно и опасно. Очень важно не навредить своему голосу, поэтому рекондуем обратиться в школу вокала, для того,чтоб профессиональные педагоги научили вас правильному пению.