Гнусавость – как не петь в нос. В чем причины и как исправить?

База знаний
4/5 - (1 голос)

Гнусавый тембр – распространенное явление среди эстрадных исполнителей. Этим эстрадное пение отличается от академического. Однако не следует путать гнусавость с подключением головного резонатора: это разные вещи. Головной (носовой) резонатор должен быть использован правильно, тогда исчезнет неприятное звучание во время пения. Рассмотрим основные причины гнусавости и упражнения для их устранения.

Что значит – петь в нос?

Гнусавый звук получается, когда воздух выходит через носовую полость, застревает в переносице. Физиологически это обусловлено неправильным положением мягкого нёба в ротовой полости. Именно оно способствует образованию гнусавого тембра.

У носового пения есть много недостатков и неприятных эффектов:

  • такое звучание мало кому нравится из слушателей;
  • голосовой аппарат зажат, звук становится тихим и невыразительным;
  • страдает благозвучность и дикция: слушателям не всегда понятны слова песни;
  • неправильная подача воздуха сужает диапазон, лишает звучание вибрации.

Из сказанного следует, что гнусавость ограничивает певческое мастерство и возможности, лишает исполнителя индивидуальности и формирует неправильное звукоизвлечение.

Носовое пение у начинающих вокалистов

Начинающие исполнители не всегда понимают, как правильно формировать музыкальный звук с использованием грудного и носового резонатора. Они не слышат себя со стороны, и им кажется, что всё звучит внятно, красиво и правильно. В этом кроется основная ошибка новичков в пении.

Также есть исполнители, которые считают носовое звучание своим творческим почерком и не собираются его менять либо корректировать.

И последняя группа начинающих певцов – это те, кто понимает свою ошибку и ничего не могут ее исправить. В этом случае помочь сможет только профессиональный наставник, который предоставит объяснение, правильно поставит голос и устранит вокальные дефекты.

Как понять, что я пою в нос?

Манера петь под нос не тревожит исполнителя до тех пор, пока он не услышит свой голос в записи. Чтобы разобраться, насколько правильно происходит звукообразование, следует записать свое исполнение на диктофон либо телефон.

Второй способ проверки гнусавости – зажать нос пальцами и исполнить вокальное упражнение. Если голос стал звучать заметно тише, звук формировался именно в носовом проходе. Вы перекрыли доступ воздуха в нос, поэтому звучание стало тихим. Если зажатый нос не влияет на силу звука, значит, вы пели правильно (не в нос).

И последний способ – консультация с преподавателем по вокалу. Спойте вокализ или распевку и попросите оценить качество исполнения. Определить неправильное формирование звука сможет любой музыкант.

Причины носового пения

Почему поют в нос, если во время разговора такой эффект отсутствует? В время пения мягкое нёбо должно опускаться и быстро перекрывать поток воздуха в нос. Если этого не происходит, часть воздуха проходит в носовую полость. Стоит только устранить это нарушение, как гундосое звучание исчезнет.

Рассмотрим все причины гундосого пения:

  • неразвитые вовремя мышцы мягкого нёба;
  • зажатый певческий аппарат (например, от волнений, переживаний);
  • неверная артикуляция, привычка бросать и не проговаривать окончания слов;
  • привычка гундосить во время разговора.

Также начинающие певцы не всегда правильно открывают рот. Во время выступления не нужно бояться широко раскрывать рот: такое положение расслабляет мышцы челюсти, позволяет воздуху свободно заполнять ротовую полость и не задерживаться в носовом проеме.

Некоторые эстрадные исполнители намеренно подражают своим кумирам и поют в нос. Они считают, что такое пение выделит их из сонма других эстрадных певцов. Оперные певцы таким недостатком не страдают.

Как перестать петь в нос?

Можно ли и как исправить гнусавость, если поют в нос? Выполняя вокальные упражнения, можно исправить положение. Но самое верное решение – это записаться на курс к хорошему педагогу по вокалу и пройти обучение. Наставник подберет комплекс упражнений, которые способны влиять на артикуляцию и образование звука, учитывая ваши анатомические особенности.

Упражнения, чтоб перестать петь в нос

Прежде всего, необходимо обратить внимание на артикуляцию – правильное и внятное произнесение звуков. Во время пения следует прислушиваться к тому, как вы артикулируете слоги.


Как не петь в нос – простые упражнения:

  1. Техника зевания помогает избавиться от гнусавости, поэтому следующее упражнение связано именно с имитацией зевания и других действий. Во время выполнения упражнений следует направлять внимание на положении верхнего нёба: оно должно приподниматься. Запомните это ощущение, во время тренировки в умеренном темпе контролируйте верхнее нёбо.

Выполняйте следующие движения:

  • несколько раз зевните, фиксируя внимание на верхнем нёбе;
  • представьте, что вы сглатываете капельки воды;
  • имитируйте покашливание;
  • надувайте воздушный шарик (или имитируйте это движение);
  • дуйте на ладони, как будто их трудно согреть;
  • полощите горло теплой водой, произнося при этом звук «ы».

Регулярно выполняйте эти несложные упражнения, добиваясь чистой артикуляции при пении и выдоха воздуха через рот, вырабатывайте правильный навык. Они помогают развивать четкую артикуляцию.

  1. Имитация пения птиц тоже хорошо прорабатывает верхнее нёбо. Попробуйте представить себя кукушкой, кукуйте несколько раз подряд. Затем поухайте филином. Когда всё проработаете, зажмите нос пальцами и повторите эти звуки. Старайтесь добиться качественной артикуляции даже при зажатом носе.
  2. Очень интересное упражнение под названием «Смех Мефистофеля». Оно устраняет психологические зажимы, которые отрицательно сказываются на певческом аппарате. При работе с ребенком предложите ему скопировать громкий смех любого знакомого отрицательного героя мультфильмов.

Смех включают в распевку: смеются театрально “А-ха-ха-ха-ха”, поднимаясь по полутонам и опускаясь. Периодически проверяйте артикуляцию, зажимая нос: звук четкий или нет.

  1. Песенка Ка, удава из мультфильма. Нужно петь распевку, на каждую ноту произносить «ка». Дело в том, что во время артикуляции звука «ка» верхнее нёбо автоматически поднимается. Запомните это ощущение.
  2. Поем распевку на звук «ю», направление вверх и вниз. В это время положение языка и мягкого нёба меняется, воздух выходит через рот, устраняется зажатость.
  3. Выбрать или придумать скороговорку, где в каждом слове встречается один и тот же гласный: «Федул букашку с булки сдул» и т. д. Трудность заключается в том, что петь скороговорку нужно по полутонам, опираться на диафрагму.

Что делать, если ребенок поет в нос?

У детей неразвито критическое отношение к себе, поэтому им сложно контролировать свою артикуляцию. Чтобы исправить положение, работайте над укреплением певческого аппарата в игровой форме, используйте визуализацию. Выполняйте упражнения, перечисленные выше, изображая сценку. Следите, чтобы он всегда широко открывал рот. Так, в непринужденной форме, у ребенка исправится речевой аппарат, и он перестанет гундосить. Если вы заметили, что вы или ваш ребенок поете в нос, то школа вокала Solo Next поможет с решением данной проблемы.

bestvokal_admin
Оцените автора
Добавить комментарий