Гнусавый тембр – распространенное явление среди эстрадных исполнителей. Этим эстрадное пение отличается от академического. Однако не следует путать гнусавость с подключением головного резонатора: это разные вещи. Головной (носовой) резонатор должен быть использован правильно, тогда исчезнет неприятное звучание во время пения. Рассмотрим основные причины гнусавости и упражнения для их устранения.
Что значит – петь в нос?
Гнусавый звук получается, когда воздух выходит через носовую полость, застревает в переносице. Физиологически это обусловлено неправильным положением мягкого нёба в ротовой полости. Именно оно способствует образованию гнусавого тембра.
У носового пения есть много недостатков и неприятных эффектов:
- такое звучание мало кому нравится из слушателей;
- голосовой аппарат зажат, звук становится тихим и невыразительным;
- страдает благозвучность и дикция: слушателям не всегда понятны слова песни;
- неправильная подача воздуха сужает диапазон, лишает звучание вибрации.
Из сказанного следует, что гнусавость ограничивает певческое мастерство и возможности, лишает исполнителя индивидуальности и формирует неправильное звукоизвлечение.
Носовое пение у начинающих вокалистов
Начинающие исполнители не всегда понимают, как правильно формировать музыкальный звук с использованием грудного и носового резонатора. Они не слышат себя со стороны, и им кажется, что всё звучит внятно, красиво и правильно. В этом кроется основная ошибка новичков в пении.
Также есть исполнители, которые считают носовое звучание своим творческим почерком и не собираются его менять либо корректировать.
И последняя группа начинающих певцов – это те, кто понимает свою ошибку и ничего не могут ее исправить. В этом случае помочь сможет только профессиональный наставник, который предоставит объяснение, правильно поставит голос и устранит вокальные дефекты.
Как понять, что я пою в нос?
Манера петь под нос не тревожит исполнителя до тех пор, пока он не услышит свой голос в записи. Чтобы разобраться, насколько правильно происходит звукообразование, следует записать свое исполнение на диктофон либо телефон.
Второй способ проверки гнусавости – зажать нос пальцами и исполнить вокальное упражнение. Если голос стал звучать заметно тише, звук формировался именно в носовом проходе. Вы перекрыли доступ воздуха в нос, поэтому звучание стало тихим. Если зажатый нос не влияет на силу звука, значит, вы пели правильно (не в нос).
И последний способ – консультация с преподавателем по вокалу. Спойте вокализ или распевку и попросите оценить качество исполнения. Определить неправильное формирование звука сможет любой музыкант.
Причины носового пения
Почему поют в нос, если во время разговора такой эффект отсутствует? В время пения мягкое нёбо должно опускаться и быстро перекрывать поток воздуха в нос. Если этого не происходит, часть воздуха проходит в носовую полость. Стоит только устранить это нарушение, как гундосое звучание исчезнет.
Рассмотрим все причины гундосого пения:
- неразвитые вовремя мышцы мягкого нёба;
- зажатый певческий аппарат (например, от волнений, переживаний);
- неверная артикуляция, привычка бросать и не проговаривать окончания слов;
- привычка гундосить во время разговора.
Также начинающие певцы не всегда правильно открывают рот. Во время выступления не нужно бояться широко раскрывать рот: такое положение расслабляет мышцы челюсти, позволяет воздуху свободно заполнять ротовую полость и не задерживаться в носовом проеме.
Некоторые эстрадные исполнители намеренно подражают своим кумирам и поют в нос. Они считают, что такое пение выделит их из сонма других эстрадных певцов. Оперные певцы таким недостатком не страдают.
Как перестать петь в нос?
Можно ли и как исправить гнусавость, если поют в нос? Выполняя вокальные упражнения, можно исправить положение. Но самое верное решение – это записаться на курс к хорошему педагогу по вокалу и пройти обучение. Наставник подберет комплекс упражнений, которые способны влиять на артикуляцию и образование звука, учитывая ваши анатомические особенности.
Упражнения, чтоб перестать петь в нос
Прежде всего, необходимо обратить внимание на артикуляцию – правильное и внятное произнесение звуков. Во время пения следует прислушиваться к тому, как вы артикулируете слоги.
Как не петь в нос – простые упражнения:
- Техника зевания помогает избавиться от гнусавости, поэтому следующее упражнение связано именно с имитацией зевания и других действий. Во время выполнения упражнений следует направлять внимание на положении верхнего нёба: оно должно приподниматься. Запомните это ощущение, во время тренировки в умеренном темпе контролируйте верхнее нёбо.
Выполняйте следующие движения:
- несколько раз зевните, фиксируя внимание на верхнем нёбе;
- представьте, что вы сглатываете капельки воды;
- имитируйте покашливание;
- надувайте воздушный шарик (или имитируйте это движение);
- дуйте на ладони, как будто их трудно согреть;
- полощите горло теплой водой, произнося при этом звук «ы».
Регулярно выполняйте эти несложные упражнения, добиваясь чистой артикуляции при пении и выдоха воздуха через рот, вырабатывайте правильный навык. Они помогают развивать четкую артикуляцию.
- Имитация пения птиц тоже хорошо прорабатывает верхнее нёбо. Попробуйте представить себя кукушкой, кукуйте несколько раз подряд. Затем поухайте филином. Когда всё проработаете, зажмите нос пальцами и повторите эти звуки. Старайтесь добиться качественной артикуляции даже при зажатом носе.
- Очень интересное упражнение под названием «Смех Мефистофеля». Оно устраняет психологические зажимы, которые отрицательно сказываются на певческом аппарате. При работе с ребенком предложите ему скопировать громкий смех любого знакомого отрицательного героя мультфильмов.
Смех включают в распевку: смеются театрально “А-ха-ха-ха-ха”, поднимаясь по полутонам и опускаясь. Периодически проверяйте артикуляцию, зажимая нос: звук четкий или нет.
- Песенка Ка, удава из мультфильма. Нужно петь распевку, на каждую ноту произносить «ка». Дело в том, что во время артикуляции звука «ка» верхнее нёбо автоматически поднимается. Запомните это ощущение.
- Поем распевку на звук «ю», направление вверх и вниз. В это время положение языка и мягкого нёба меняется, воздух выходит через рот, устраняется зажатость.
- Выбрать или придумать скороговорку, где в каждом слове встречается один и тот же гласный: «Федул букашку с булки сдул» и т. д. Трудность заключается в том, что петь скороговорку нужно по полутонам, опираться на диафрагму.
Что делать, если ребенок поет в нос?
У детей неразвито критическое отношение к себе, поэтому им сложно контролировать свою артикуляцию. Чтобы исправить положение, работайте над укреплением певческого аппарата в игровой форме, используйте визуализацию. Выполняйте упражнения, перечисленные выше, изображая сценку. Следите, чтобы он всегда широко открывал рот. Так, в непринужденной форме, у ребенка исправится речевой аппарат, и он перестанет гундосить. Если вы заметили, что вы или ваш ребенок поете в нос, то школа вокала Solo Next поможет с решением данной проблемы.