Что такое тембр голоса?

База знаний
3.2/5 - (4 голоса)

Тембр – сила голоса, секрет уникального звучания. По тембру мы узнаем человека, определяем на слух его пол, возраст или этническую принадлежность. Кроме главного тона звучат обертона, делая голос неповторимым.

Классификация тембров и взаимосвязь с высотой голоса

Часто мне поступает запрос на изменение тембра голоса: “Возможно ли это сделать?”. Проблема не новая: кудрявые хотят быть прямоволосыми, блондинки брюнетками, брюнетки рыжими, а рыжие блондинками. Что поделать, когда есть мода – мы подвержены ее влиянию. В нашем случае – это мода на тембры. Например, сегодня считается, что мужчина, поющий в верхнем регистре – это так же красиво и редко, как женщина с низким мощным голосом, не теряющим своих тесситурных возможностей. Так низкоголосые мужчины поголовно хотят быть тенорами, а маленькие хрупкие девочки мечтают взять ноты малой октавы. Может и вы обнаружили, что мечта не совпадает с вашими данными? Неужели ничего нельзя изменить?!

Как определить тембр голоса

Вы наверняка обращали внимание, что при необходимости можете говорить ниже, если хотите звучать убедительно. А если напуганы или злитесь, то начинаете говорить выше. Все это происходит вне зависимости от того, какой у нас голос: низкий или высокий. Как это происходит? Все дело в положени гортани. Когда мы злимся или напуганы, то поднимаем гортань выше и звук становится высоким, а когда хотим быть убедительными, то говорим ниже, а гортань в это время опускается. Вокальные же голоса не просто “низкие” или “высокие”. Их делят по определенным категориям.

Певческие голоса


Тембры женских голосов:

  • Сопрано. Занимает первую и вторую октаву, позволяя создать волшебное и женственное высокое звучание.
  • Меццо-сопрано. Плотный голос, звучащий в диапазоне на 1,5 тона ниже сопрано.
  • Контральто. Самый низкий и сложный из женских голосов. Многие девушки мечтают свободно петь в таком диапазоне. Оно расположено на 2 тона ниже меццо-сопрано и на целых 3,5 тона ниже сопрано.

Тембры мужских голосов:

  • Тенор. Высокий мужской голос. Исполняется от ДО малой октавы до ДО второй.
  • Баритон. Мягкое и бархатистое звучание, глубокий благородный звук. Расположен на 1,5 тона ниже баритона (от ЛЯ большой октавы до ЛЯ первой).
  • Бас. Редкий низкий голос, находящийся между ФА и ФА. Гудящий и громоздкий – голос, который многим интересно освоить.


Детский голос до 16-18 лет еще не сформирован. Звучание делят на высокое (сопрано – девочки, дискант – мальчики) и низкое (альт). Исходя из этого легко сделать простой анализ и понять, каким голос станет в будущем: тонким сопрано или, может, аккуратным меццо-сопрано.

Как управлять тембром и высотой голоса

Эстрадный вокал требует речевой позиции и гортань соответственно должна иметь обычное речевое положение. Но когда есть необходимость сделать тембр выше, то можно чуть поднять гортань, увеличив тем самым компрессию звука. Так же если опустить гортань – тембр станет ниже. Конечно, разобраться в этих положениях самому достаточно сложно. По этой причине стоит в обучении прибегнуть к помощи профессионального педагога. Коррекция артикуляционного аппарата и, в частности, положения гортани, происходит по большей степени на слух. Педагог по вокалу должен ощущать ее комфортное положение для определения природного тембра. Далее, когда голос уже поставлен на дыхание, педагог сможет подсказать вам новые варианты звучания тембра, грамотно корректируя положение гортани.

Можно ли изменить тембр голоса

Менять тембр можно и занятие это увлекательное. Сразу хочу сказать, что задача не для новичков. Первоначально нужно определиться – какой тембр голоса у вас – и поставить его на певческое дыхание. Потом, когда дыхание станет активным и осознанным, можно заняться спецэффектами, на которые способна гортань. Что представляет из себя гортань? Это участок дыхательной системы, соединяющий глотку с трахеей, содержащей голосовой аппарат. Проще говоря: самое широкое место в нашем горле. Ощупывая шею рукой, ее легко обнаружить. Именно она является тем самым органом, который отвечает за звук и тембр. На тембральную характеристику голоса влияют разные факторы. Прежде всего: толщина и длина голосовых складок. Так низкие голоса имеют более объемную гортань и голосовые складки у них длинные и толстые. Высокие голоса обладают компактным голосовым аппаратом с небольшими по длине и плотности складками. Так получается тембр от природы, однако на него можно влиять. В вокале все то же – поднимаем и опускаем гортань. Академический вокал, к примеру, требует воспроизводить звук из низкого положения. За счет этого выходит объемное и плотное воспроизведение звука. Тут главное помнить, что низкое положение не значит – искусственно заниженное.

Возможные проблемы и способ их устранения

Заниженное положение гортани сильно усложняет эстрадную практику: вокалист испытывает неприятные ощущения, пытаясь нарастить амплитуду. Такой способ петь не является безопасным! Заниженное положение гортани вынуждает сильнее дышать для воспроизведения насыщенного тембра. Из-за этого увеличивается подсвязочное давление, вызывающее неудобства: лишний воздух начинает давить на складки, утомляя голос, мешая гибкости и срезая диапазон. Маленький нюанс, а влечет за собой целый букет вокальных проблем. Что касается академического вокала – гортань должна располагаться настолько низко, насколько это возможно. Нарушение этого правила тоже влечет за собой неудобство для вокалиста. Низкое положение гортани позволяет увеличить дыхательную проточность, что для академического вокала крайне важно. Да, дыхание певца-академиста работает в разы активнее дыхания эстрадника. Важно сразу определить верное природное положение гортани, дающее силу вашему голосу. Неверное определение местоположения, как правило, является программной ошибкой, которая не дает возможности дальнейшего развития голосу. По этой причине верное определение типа голоса (соответственно: положения гортани) важно для начинающего вокалиста. Я не рекомендую решать вопросы изменения тембра самостоятельно. Работайте под наблюдением опытного педагога: внутри курса по проверенной методике. Самостоятельные попытки постановки голоса не приводят к положительным результатам.

Вы скрипка, а не контрабас

Овладеть другим тембром возможно и даже нужно. Вы будете профессионально расти и радовать себя открытиями. Но не все сразу. Эта статья адресована тем, кто уже начал постигать азы вокального искусства. Не думайте, что владение лишь природным тембром умаляет красоту голоса. Научитесь выпрямлять спину, петь на выдохе – голос прояснится. Не поленитесь отточить дикцию и конкретные слоги – звучание станет понятным. Освойте звуковые резонаторы (головной и грудной) – пение приобретет окрас.

Формирование голоса даст красивый результат и вы будете каждый день наслаждаться своим исполнением. Почувствуете силу и высоту тембра голоса. Естественное звучание прекрасно само по себе. Когда начнете владеть базовыми приемами – можно покорять новые горизонты. Они принесут новые эмоции так же, как в свое время удивляли вибрации резонанса или тванг.

bestvokal_admin
Оцените автора
Добавить комментарий