Диафрагма представляет собой мышечную перегородку. Она отделяет лёгкие и сердце от внутренних органов. Диафрагма при пении выталкивает воздух через голосовые связки из лёгких. Для правильного пения требуется поддержка дыхания диафрагмой. Чтобы стать хорошим певцом, нужно укреплять указанную мышцу и научиться петь правильно.
Два главных упражнения в пении на тренировку диафрагмы
Для начала рассмотрим, как работает диафрагма при пении. Для осознанного влияния на процессы организма человеку нужно подать из мозга определенную команду через ЦНС, нервы и нервные окончания. Если вокалисту нужно вдохнуть глубже, он начинает сильнее прогибать диафрагму. Также он сильнее воздействует на мышцы вдыхатели.
Во время задержки дыхания он переводит работу мышц в статический режим. Данная фаза считается наиболее сложной. Процесс требует включения в работу не только дыхательных мышц, но и мышц вдоха. Межрёберные наружные мышцы начинают удерживать грудную клетку от спадания.
Как дышать диафрагмой при пении правильно? Нужно понимать, что при вдохе диафрагма и мышцы вдоха напрягаются, а при выдохе – расслабляются. Диафрагма всегда стремится наверх – прийти в состояние покоя. Во время пения важно дышать именно диафрагмой, а не грудью, тогда потенциал дыхания будет раскрыт. Чтобы получить хороший результат, достаточно 5 минут глубокого дыхания диафрагмой, контролируя равномерность вдохов и выдохов, и ритмичность, перед пением.
Для хорошей работы диафрагмой во время пения рекомендуют выполнять 2 основных упражнения.
- Нужно встать прямо, выпрямить спину, расправить плечи, вдох делается через нос. Выдыхаем медленно, через рот. Повторить упражнение нужно несколько раз.
Дыхание диафрагмой обеспечивает расширение живота при вдохе, сжимание при выдохе. В итоге получается глубокое равномерное дыхание, важное для того, чтобы голос звучал мощно. - Необходимо встать ровно – не скрючиваться, не горбиться, не сутулиться. Можно ровно сесть. Вокалисту нужно проговаривать букву «р», вибрируя кончиком языка о нёбо. Голос не используем. Упражнение делается только на выдохе, как можно дольше. Звук должен идти ровно, не ослабевать, не прерываться. Он должен быть похожим на звук летящего вертолета. Главное, чтобы во время упражнения диафрагма активно функционировала. Если вы делаете все правильно, на уровне пояса появится напряжение. Это значит, что диафрагма заработала. Вдыхать нужно коротко и быстро, сразу носом и ртом, в живот. Должны вздуться мышцы живота. Упражнение можно делать всегда и везде. Если вокруг есть люди, «р» можно заменить на «с» и издавать тихий свист.
Оба представленных упражнения с течением времени дадут прекрасные результаты!
Тренировка диафрагмы и дыхания на стаккато
Стаккато – это музыкальный штрих, который требует отрывистого исполнения звуков. В данном случае звук подается громко и остро. Прием активно применяется для выделения слова акцентом. Упражнения на стаккато дают возможность брать ноту активно, ощутить, какой силой может обладать звук.
Упражнения на стаккато рекомендовано выполнять для разогрева перед пением на начальном этапе постановки голоса. Поем «хи-хо» отрывисто, пропеваем каждый слог. Форсировать не нужно. Следим за тем, чтобы активно работали мышцы верхнего пресса.
Упражнения для диафрагмы для пения
Сначала нужно разогреть связки. Пение диафрагмой – одна из составляющих успеха. Вместе с этим нужно сочетать и другие полезные приемы. Если вам предстоит петь долго, высоко, необходимо перед этим выполнять следующие упражнения:
- сделайте глубокий долгий вдох. Пару секунд не дышите, а потом медленно выдохните. Поднимите на вдохе руки вверх. Кисти должны соприкоснуться. Выдыхайте, медленно опуская руки вниз. Повторите еще 4 раза;
- возьмите самую низкую ноту, какую только можете. Постепенно поднимайтесь до самой высокой ноты, которую можете взять без напряжения. Не торопитесь, следите за темпом. Упражнение позволит разогреть связки и научит вас контролировать дыхание во время пения. Обязательно сохраняйте прямую осанку. Дышите глубоко. Спину держите прямо, плечи должны быть отведены назад. При этом они должны оставаться неподвижными. Так у вас получится во время вдоха набирать больше воздуха, а ваш голос будет звучать интенсивнее. Диафрагма расположена под ребрами и легкими. Если вы начнете сутулиться, ребра будут давить на легкие. В итоге последние не смогут хорошо расширяться. Дыхания будет не хватать. Для снятия напряжения во время упражнения рекомендовано встать к стене. Это поможет вам сохранить правильную осанку, расслабившись. Вы должны касаться стены ягодицами, затылком и плечами. Начинайте петь и запоминайте свои ощущения;
- попробуйте петь с открытым горлом. Для начала встаньте перед зеркалом. Зевните. Посмотрите, как во время зевка выглядит ваше горло, как оно будет сокращаться, понаблюдайте, что вы чувствуете при этом. Это же вы должны чувствовать во время пения, но горло должно быть расслаблено. Чтобы голос шел из диафрагмы естественно и свободно, нужно учиться петь с открытым мягким горлом. Повторять упражнение следует снова и снова. Брать ноты в полную силу вы сможете не сразу, но это обязательно получится;
- работать нужно над обеими частями голоса. За нижние ноты отвечает грудной отдел, за верхние – голова. Пение диафрагмой позволяет сделать так, чтобы плавно звучали обе части. Научившись переключаться между частями, вы сможете брать красивые ноты. Регулярные тренировки позволят быстро переключаться между двумя типами голоса. Кроме того они дадут возможность петь в разной тональности;
- работайте над согласными звуками. Во время пения твердые согласные слышны неясно. Нужно постоянно повторять фразы с взрывными к, б, г, п, т, д. Пойте их на одной ноте. Дышать нужно диафрагмой в полную силу. Нужно добиться того, чтобы все указанные звуки звучали отчетливо;
- упражнение «дыхание по-собачьи». Грудь и плечи остаются неподвижными. Нужно дышать так, как собака в жаркий день, часто. При этом руку следует держать на животе;
- «пьем коктейль». Нужно представить, что вы пьете что-то через соломинку. Грудь, плечи должны находиться в статичном состоянии. Рука лежит на животе для отслеживания колебания дыхания;
- «тужимся». Такое упражнение считается одним из эффективных. Грудь и плечи остаются неподвижными. Дышать нужно так, как будто вы несете тяжелое и держите это с натугой. Рука опять же остается на животе.
Во время пения диафрагма выталкивает выдох. В результате голос идет вперед. Появляется опора для пения.
Если вы будете все делать правильно, ваш живот будет надуваться. Так происходит, потому что диафрагма находится в опущенном состоянии, а при расширении начинает двигать стенку живота. Нужно осознать, что голос, диафрагма и дыхание во время пения едины. Они работают совместно.
Новичкам иногда сложно понять это. Они делают так – вдыхают, а потом уже подключают мышцы диафрагмы. Или наоборот могут выдохнуть, а затем поджать диафрагму. То есть, мышцы и дыхание работают у них разрозненно. Это в корне неверно.
У вокалистов, которые правильно берут дыхание, животы становятся чуть заметными. Диафрагма у них опускается в нижнюю часть легких. Понимать, как дышать животом и держать ноту за счет увеличения объема певческого дыхания, важно.
Для чего нужна тренировка диафрагмы при пении?
Непрофессиональные вокалисты сразу замечают, насколько слабо звучит их голос в сравнении с профи. Это предсказуемо, но сразу встает вопрос – как добиться такого успеха. Профессионалы поют сильнее, их диапазон шире, голос громче. Даже если у человека слух, но он не поет диафрагмой, его пение будет звучать слабо. Поэтому так важна грамотная постановка певческого дыхания.
Постоянные тренировки решат все проблемы. Связки подают голос, но источником громкости сами по себе они не являются. Усиливает голос дыхание, оно делает его более объемным. Поставить дыхание помогут уроки у педагога. Он сможет выявить, какие ошибки вы допускаете, и исправить их.
Заниматься самостоятельно тоже можно. Однако в этом случае оценивать нагрузку и ошибки придется самому. В этом случае лучше не допускать перенапряжения, отказаться от вредных привычек, отдыхать между занятиями.
Нежелательно употреблять горячие и холодные напитки. Начинать занятия рекомендуется спустя 30 минут после еды. Если чувствуете, что связки перенапрягаются сильно, следует отдохнуть. Hужно делать упражнения на правильное положение горла и отработку фаз дыхания. Перед ними важно разогревать мышцы лица и распеваться.