Одной из эффектных вокальных техник считается белтинг. Это эмоциональный сильный вокал в грудном регистре. Ключевая его характеристика – объемное звучание. Белтинг в вокале применяют в мюзиклах, поп-музыке, госпеле, роке, блюзе. Рассмотрим, какие навыки нужны для его исполнения, какими особенностями он обладает.
Белтинг в современном вокале
На вопрос «как петь белтингом» можно сказать, что прием считается технически сложным. Нужно перейти практически на крик, но не навредить гортани и голосовым связкам, правильно выдыхать воздух. Прием нужно тренировать, тогда можно будет раскрыть полную силу голоса.
Что такое белтинг в музыке? Распознать его можно так – вокалист в кульминационном моменте произведения переходит практически на крик. Звук получается громким, плотным, сильным, окрашенным эмоционально.
С технической точки зрения белтинг – это насыщенность, металл в голосе, сильное давление под связками, мощь, специально подготовленный крик. Голос во время него становится объемным и плотным, в особенности при исполнении верхних нот.
Вначале белтинга вокалист быстро настраивает дыхание, резонаторы и складки. Он ищет равновесие, которое дает возможность петь ноту столько, сколько нужно. При фонации ноты напряжение в связках не возникает, так как поддержкой звука занимаются мышцы тела. Слушатель во время исполнения белтинга слышит сильный звук, подготовка проходит для него незаметно.
Какие выделяются характеристики белтинга?
Для приема характерными считаются следующие черты:
- сильная опора – звук полный, но без крика;
- яркая эмоциональность;
- объемность звучания – звук получается округлым, широким, заглубленным;
- мощная подача;
- актуальность – прием активно применяют в роке, блюзе, попе, мюзиклах.
У разных вокалистов белтинг может отличаться по громкости, объему, звонкости, глубине. Прием предполагает извлечение громкого звука, но некоторые певцы специально поют тише. Так они формируют «матовый» звук.
Классический белтинг звучит ярко. Для всех типов приема характерен глубокий и объемный звук, по которому и можно распознать его.
Для чего можно использовать белтинг в вокале?
Прием используется для того чтобы добиться драматического звучания, ярко передать эмоции. С его помощью можно выразить эйфорию, страсть, тоску и т.п. Кроме того он применяется для:
- эффектного исполнения, демонстрации силы;
- расширения репертуара. Белтингом можно исполнять рок, госпел, блюз и т.п.;
- выполнения грудным звуком верхних нот;
- создания интересной вокальной партии.
Белтинг дает возможность раскрыть красоту голоса в полной мере. Его используют в самых драматических и экспрессивных моментах песен, в кульминационной части. Прием добавляет в голос «мяса», но это далеко не крик. Не нужно форсировать звук. Должно остаться место для его полетности – именно это и отличает белтинг от крика.
Как научиться белтингу?
Заниматься белтингом могут только профессионалы. Пока вокальный аппарат не подготовлен, лучше не переходить к нему. Овладеть белтингом могут только те, кто чувствует свое дыхание, работу своего вокального аппарата, имеет навыки звукообразования.
Проще говоря, нужна база – вокальная опора, уверенное пение грудным звуком, поставленное дыхание. Голос должен быть поставленным, не дрожать. Человек должен уметь использовать резонаторы, понимать, как двигается язык, нёбо, уметь контролировать высоту гортани.
Стандартные ежедневные распевки учат работать на опущенной гортани. Такой метод считается наиболее безопасным. Белтинг – это равновесие между средним положением гортани. Звук при этом идет в резонаторы. То есть, смысл в том, чтобы вокалист нашел золотую середину. Он не кричит, а именно поет. Освоить прием быстро вряд ли получится, но сделав это, появится возможность разнообразить свой вокал, добавить звучанию мощи. Искать свое правильное ощущение приема в разных жанрах лучше с профессионалом, при этом необходимо следовать ряду советов:
- наработать базу. Нужно овладеть навыками дыхания и звукообразования, разработать свой вокальный аппарат. Нужно научиться петь грудным звуком уверенно. Если в голосе будет чувствоваться нестабильность, ничего не получится;
- расслабиться, встряхнуть тело. Стоять следует ровно, плечи расслаблены, лучше отвести их назад. Можно, перед тем как начать петь, потрясти ногами и руками для снятия напряжения;
- открывать рот, язык отпускать. Смысл в том, чтобы голос наполнил всю ротовую полость, язык не должен мешать ему;
- звук должен идти вперед, иначе резонанса не получится. Язык в это время должен находиться за зубами;
- во время пения высоких нот нужно глубоко дышать, также необходимо стараться петь ноты все выше и выше;
- пить достаточное количество воды. Это нужно, чтобы связки оставались расслабленными и свободными
Заниматься лучше всего по таймеру – не более 20 минут. Если вы чувствуете, что в процессе пения возникает першение или боль, стоит остановиться и перенести занятия.
Тренировка белтинга
Начать белтинг лучше с распевки. Петь нужно мягко в комфортном вам диапазоне. Подойдет пение буквы «а», гаммы следует петь вниз и вверх. Звук должен оставаться мягким. Громкость добавляйте постепенно, следите за тем, чтобы горло было расслабленным.
Техника белтинга включает в себя несколько элементов:
- голосовые связки должны быть плотно сомкнуты, подвязочное давление – сильное, перстневидный хрящ наклонен, связки остаются сомкнутыми примерно до 70% времени, утолщаются, в итоге выходит плотный звук;
- мышцы тела активны;
- работают мышцы шеи и головы;
- губы и челюсти – среднее положение;
- ложные голосовые связки – раскрыты;
- высокое положение гортани и мягкого неба;
- большая амплитуда высоких обертонов.
Звучание белтинга достигается путем постановки вокальной опоры и работой мышц мягкого нёба. Если есть зажимы, голос будет звучать напряженным. Мышцы должны быть послушными, мягкими, не напряженными. Для усиления звука во время белтинга задействуется множество резонаторных полостей – верхние дыхательные пути, полость рта и глотки, грудная клетка. Вокалист должен уметь пользоваться указанными резонаторами, но смотреть за тем, чтобы гортань, рот и челюсть оставались расслабленными.
Изначально может показаться, что белтинг – это что-то сложное, но ничего противоестественного в нем нет. С самого детства родители просят нас не кричать, так и теряется навык здорового крика. Но наш организм работает так, что он может вспомнить давно забытое достаточно быстро. Главное напомнить мышцам, как они должны работать.
От чего зависит качество белтинга в вокале?
Прием белтинг можно охарактеризовать так – звук твердого нёба. Голос в этом случае направлен именно на нёбо, расположенное за корнями зубов.
Звук надо направить туда – как удар, он должен быть резким. У девушек в этом случае голос грубеет, становится чем-то похож на мужской.
Качество белтинга в вокале зависит от ряда нюансов:
- диапазона. Эффектные ноты в белтинге получаются в тесситуре – она выходит за рамки разговорного диапазона. Брать высокие ноты бывает непросто. Чтобы получился объем, нужно постоянно растягивать свой грудной регистр специальными упражнениями;
- умения управлять мягким нёбом. В нёбе есть мышцы, которые дают возможность опускать, поднимать его, сужать, расширять. Нёбо может двигаться в разные стороны. Если оно подвижное, выполнить белтинг будет легко. Объемное звучание получается тогда, когда человек натягивает нёбо в стороны и вверх. При этом звук идет как бы в затылок. Рот следует открыть, но щёки не напрягать. Губы не должны быть сильно растянуты. В итоге должно получиться округлое пространство во рту. За счет него сформируется нужный резонанс и яркий звук;
- умения работать вокальной опорой. Во время крика на гортань действует сила. По этой причине требуется, чтобы мышцы были разработанными и активными. В процессе исполнения белтинга задействуются мышцы спины, живота и межреберные. Опираться только на живот не следует, необходимо подключать еще и спину, и бока. Опускать гортань запрещено, в противном случае звук может срываться. Развитие опоры на мышцы спины и межреберные крайне важно. Большую роль играют и мышцы шеи, и головы.
Сложности, с которыми можно столкнуться при белтинге
Во время занятий каноническим белтингом можно столкнуться с рядом проблем.
Необходимо следить за уровнем звука. Не нужно перебарщивать. Чтобы звук получался красивым, его нужно немного сдерживать.
Формирование грамотной вокальной позиции. Нёбо должно быть подвижным, иначе не получится придать звуку нужную насыщенную окраску.
Поддержание опоры, контроль за дыханием на длинных нотах. Опора важна в белтинге. Ее отсутствие считается частой ошибкой. Нужно опираться на мышцы спины и боков. В верхнем регистре нужна еще и опора на шею.
Следить за эмоциями. Во время выполнения приема можно потерять контроль над эмоциями и передавить звук. Делать этого не следует. Нужно стараться держать себя в правильном психоэмоциональном фоне.
Кроме того необходимо не допускать появления зажимов языка и челюсти. Даже если они будут небольшими, это негативно повлияет на выходящий звук.
Если не принимать во внимание указанные моменты, связки могут перенапрячься. Тогда могут появиться боль в горле, дискомфорт, першение. Если постоянно неправильно практиковать белтинг, на связках могут возникнуть микротравмы.
Начать учиться белтингу, заглублять звук лучше с педагогом. Тренироваться нужно нечасто, изначально с тихого звука. Это позволит не переутомляться. После тренировок можно будет рассчитывать на то, что вы все-таки овладеете этой техникой.
Итак, белтинг – это одна из форм мастерства вокального баланса. Поэтому достичь успехов так сложно. Начать движение к совершенству следует с понимания, и только после этого переходить к тренировкам.